30 лет богословского образования для всех

Программа Марины Лобановой «Встреча» на радио Град Петров, посвященная тридцатилетию Института богословия и философии. Гость: Петр Александрович Сапронов, ректор Института богословия и философии, доктор наук, культуролог. Эфир: 6 августа 2022 г.

Источник

Не секрет, что до революции в России богословское образование могли получать только студенты церковных учебных заведений, то есть – только священники. Ни женщины, ни вообще миряне не могли получить высшее богословское образование. Стоит ли говорить, что после 1917 года с богословским образованием дело стало еще хуже…

Марина Лобанова:

Мы отмечаем много столетий, и все какие-то не очень радостные… А сегодня у меня в программе – 30-летие, и вполне замечательное. Тридцатилетие Санкт-Петербургского Института богословия и философии. И мне бы хотелось этому событию посвятить передачу, конечно же, с участием ректора Санкт-Петербургского Института богословия и философии Петра Александровича Сапронова.

Петр Александрович, многие учились у вас, может быть, не все закончили, но были слушателями, а это же прекрасная традиция – где-то что-то слушать, какие-то лекции, быть чему-то причастными, и вообще, это такой замечательный феномен, и очень петербургский, как мне кажется.

Когда у нас говорят, что вот, с такого-то года, ну, обычно – с 91-го, церковь получила свободу… что у нас произошло… Мне кажется, одна из самых прекрасных произошедших вещей – это появление Института богословия и философии в этой жизни, в нашем мире, в нашей церкви, в нашей стране, в нашей культуре и в нашей современности, вот мы современники этого явления, и появление, конечно, людей, которые с этим связаны. С тридцатилетием хочется вас, прежде всего, поздравить, и попросить поделиться какими-то мыслями и размышлениями именно сейчас, вот когда мы это 30-летие и переживаем. Может быть, оно еще будет как-то отмечаться в сентябре, в октябре. Прежде всего, что вы ощущаете в связи с этой датой – 30 лет Институту, который вы создали, Институт богословия и философии, ректором которого вы 30 лет являетесь?

Петр Сапронов:

Спасибо на добром слове, как бы вы ни преувеличивали нашу значимость, всё равно, я очень благодарен, потому что в каждом преувеличении, наверно, есть доля истины. А ощущения… может быть, это покажется странным, их уж так особенно и нет. В каком смысле, в каком отношении? Мы существуем 30 лет. Сказать, что вот наш институт как-то возрастает, расширяется его влияние, размер и так далее – в этом было бы, все-таки, надо признать, сильное преувеличение. Наше существование в сильной степени было именно борьбой за это самое существование. Нам многие годы нужно было уцелеть. Нам нужно было вот как-то внешнее устройство свое гарантировать или хотя бы обеспечивать, и, в общем, не терять студента, абитуриента и так далее. Нам, в общем-то, это удавалось. Это всё были труды и дни. В общем, что-то получалось. Я не могу сказать ни о больших успехах, ни о каких-то глобальных неудачах, тем более, катастрофах. Мы вот как-то работали и работали, да, старались что-то сделать и старались. Время шло, и, оказывается, нам 30 лет.  На самом деле, звучит, конечно, страшновато. Уже вроде бы солидная дата для негосударственного учебного заведения.

Наш институт всегда был очень невелик. Мы были в известном смысле исключением среди других негосударственных учебных заведений, и богословских, кстати говоря, не в последнюю очередь, в том отношении, что мы никогда не ставили, иногда в ущерб себе, никаких коммерческих задач.

…мы шли таким путем, не очень выигрышным и, на самом деле, довольно рискованным, вот как мы себе сказали, что наша область это богословие для светских людей, за это мы и держались, от этого многое теряли, но, знаете, я все-таки рискну сказать – в этом была наша известная честность. Но это же и затрудняло нашу жизнь. Мы держались за то, чего в России, на самом деле, никогда, до самого начала девяностых годов XX века, не было – не было светского духовного образования, не было университетского духовного образования.

Конечно, было много всяких трудностей и временами даже кризисных ситуаций. Когда я говорю о том, что не было традиции образования духовного среди светских людей, обращу ваше внимание на название нашего института: Институт богословия и философии. И я очень рад, что мы это название все-таки породили для себя, держались и держимся за него. Почему? Потому что, во-первых, богословское образование для светских людей все-таки предполагает пребывание в миру гораздо в большей степени, чем, скажем, для духовенства. А интеллектуал – это обязательно человек философского образования или хотя бы с каким-то философским опытом. Богослову, который пребывает в миру, вообще человеку, который может почерпнуть что-то от богословского образования, ему очень важна эта соотнесенность, он должен быть богословом с какой-то философской подготовкой.

А что такое христианство, вот в качестве слова? Это Священное Писание, Откровение, это вероучение, это богословие. И вот богословие формируется христианской церковью в огромной степени с опорой на философский опыт. Богословие вырабатывает свой богословский язык, как-то трансформируя коренные понятия философии. Конечно, я имею в виду античную философию. И если ты хочешь быть богословом, вот именно в плане догматического богословия, если ты хочешь быть как-то соотнесенным с богословием, то, конечно, оставаясь философски совершенно неподготовленным, проигрываешь ты в огромной степени. И вот это была наша установка, и мы за нее держимся, философия для нас непременная и очень существенная часть образования.

Марина Лобанова:

Я много раз сталкивалась с тем, что люди, повторяя фразу «нужно читать святых отцов», не только не читают святых отцов (потому что они им непонятны, а их и нельзя понять без серьезного образования), к тому же убеждены, что образование не только не помогает, а мешает их вере. Интересная черта многих верующих – противодействие любому образованию. «Ни в коем случае…», «не вмешивайте в мою веру еще и необходимость образования!». То есть под серьезным сомнением у многих верующих необходимость образовываться: «читайте святых отцов» трансформировалось в «ничего не читайте!». Тем более, вот такую ступень серьезную – через философское образование подступаться к богословию – люди зачастую просто для себя не приемлют в принципе. И здесь я еще раз хочу выразить благодарность Институту, который 30 лет своего существования вот таким вот прекрасным маяком, такой свечой горящей – свидетельствует, что да, путь к богословию – через философское образование. Да, трудное, да, кому-то особенно это тяжело… с нуля, никогда ранее не прикасаясь к этому, не имея вкуса к этому… Но именно тогда – подходить к богословию как к чему-то тоже трудному, тоже очень серьезному!

1992 год – год рождения Института, очень сложный год. Как вообще пришла в голову мысль создавать Богословский институт?

Петр Сапронов:

Я не очень люблю это слово «интеллигенция», но… да, мы, православная интеллигенция, задали себе вопрос: а как нам быть с богословским образованием вот тогда, когда оно стало возможным?

Мы решили: надо попробовать, и тогда, может быть, что-то и получится. И сегодня у нас есть сотни наших выпускников.

Надо сказать, что еще работало на пользу богословскому образованию в девяностые годы – оно ведь смотрелось, с одной стороны, как некоторая экзотика, что-то удивительное, странное, а с другой стороны, она влекло и манило как что-то новое, необыкновенное, «наконец-то разрешенное». И к нам шли студенты.

А сегодня у богословского образования в России есть еще и такой минус: теперь уже им никого не удивишь, богословское направление может открыть чуть ли не любой вуз. Вот высшее учебное заведение, тут можно учиться этому, этому, этому, а еще и богословию… Это приводит, конечно, к девальвации богословия. Мы бы хотели этого избегать.

Сравнивая студентов: выпускнику школы легче в том плане, что у него есть время, чтобы изучать, скажем, древние языки, а у человека уже взрослого, зачастую работающего, такой возможности нет, но… Для изучения богословия нужен собственный жизненный опыт, и вот в этом смысле богословское образование в 18 лет – это рано. Изучение богословия требует глубокой соотнесенности с собственной личностью.

Все это определило нашу медленную эволюцию в сторону вечернего образования – дополнительного высшего. Именно в такой форме у нас смогли учиться и священники. Но и, конечно, программа образовательная менялась.

30 лет назад никто не знал, чем это обернется – светское богословское образование, дело это было новое. Сегодня оно очень широко распространено. … Но мы можем констатировать, что до сих пор четкого понимания – а что такое богословское образование – не появилось. В этом тоже есть определенная проблема.

Богословие несводимо ни к вероучению, ни к Священному Писанию. Богословие – это все-таки совокупность наук. И то, что богословское знание – это научное знание, вот это до нас доходит очень медленно, трудно. Потому что мы привыкли жить в системе координат: вот здесь – богословие, а вот там – наука. И начинается всякого рода полемика, всякого рода попытки в чем-то «сблизиться», попытки соотнести «научное знание» и «богословие». Но дело-то в том, что если, скажем, как-то полемизируют ученые богословы с представителями науки, философии, то наши богословы должны определенно сознавать – они тоже ученые мужи, они тоже представители научного знания.

И вот если мы говорим о нашем институте, несмотря на то, что мы, конечно, за свою историю несколько десятков священников подготовили, дали богословское образование, но, в принципе, основная у нас аудитория другая, и мы как раз ориентировались вот на это: да, институт богословия и философии. … Есть два типа научного знания: научно-философское и научно-богословское, их встреча – это встреча на поле интеллектуализма.

Почему к нам приходят учиться люди с высшим образованием? И люди с учеными степенями приходят изучать богословие… Потому что вот тут происходит встреча философского и богословского знания. А, в общем-то, для человека гуманитарно подготовленного, для него очевидно, что богословская беспомощность в гуманитарном знании, это… Богословская беспомощность дезориентирует ученого, дезориентирует, в том числе, в своем знании – в историческом ли знании, в искусствоведческом ли, или в филологическом знании… А если ты получаешь богословское образование – горизонты твои расширятся, взгляд твой углубится. И это решает проблему не только богословскую, но и одновременно культурную, общекультурную. Да, такая была живая потребность у многих из наших студентов – оставаясь в своей специальности, каким-то образом вот эту богословскую прививку получить. И, я надеюсь, они ее получали.

Марина Лобанова:

Под конец передачи давайте поговорим и о новом наборе и пригласим новых студентов. Ваш самый желанный студент – он зачем идет в Институт богословия и философии?

Петр Сапронов:

Самый желанный студент – это студент чуткий, развитый, способный услышать то, о чем ему говорят. Вот, скажем, прошлогодний наш набор как раз этими качествами отличается, и мне с ними интересно. … Я очень хорошо ощущаю то, что я могу о Боге ни слова не говорить, но в контексте, Бог в молчании – остается, Бог присутствует.

По чисто формальному признаку у нас две специализации: собственно богословская и культурологическая, но, так или иначе, богословски окрашено всё, богословским светом освещается всё.

Марина Лобанова:

Здесь я скажу, хотя это такая простая вещь: если хотите, чтобы ваши дети любили читать – просто любите читать сами, и если хотите, чтобы ваши дети к такому великому богатству церкви как богословие не были совершенно глухи, прикоснитесь сами к этому богатству, попробуйте его на вкус, приучите себя к тому, чтобы ценить его и что-то понимать в нем. Начинается новый набор в Институт богословия и философии, в сентябре начнутся занятия, лекции, это дополнительное высшее образование, занятия проходят в вечернее время.  В этом году Институт богословия и философии отмечает 30-летие, и я беседовала с ректором, основателем Института богословия и философии Петром Александровичем Сапроновым, выдающимся отечественным культурологом, автором множества монографий, которые также всем рекомендую. И, конечно, поздравляю с 30-летием и основателей, и преподавателей, и выпускников, и студентов. Наверное, надо пожелать процветания, как говорят, еще на долгие годы. Потому что, если мы имеем сокровище, то надо хотя бы знать, что оно у нас есть.