Дистанционное обучение: отзывы преподавателей

С 13 апреля 2020 года в связи с пандемией коронавируса в России Институт богословия и философии перешел на дистанционный режим обучения. По прошествии месяца преподаватели делятся своими впечатлениями от нового формата.

САПРОНОВ П.А. Для нас,  преподавателей  Института богословия и философии, первоначально  переход на дистанционное  обучение стал не только неожиданным, но и не очень желанным. Мы привыкли к живому общению с учащимися и ценили возможность непосредственного контакта с ними. Ну что же, нежелательное оказалось достаточно приемлемым и даже обнаружило позитивные стороны. Прежде всего, они состоят в том, что невольное пребывание в стенах своего жилища сосредоточивает как преподавателя, так и учащегося. Поразительно, но посещаемость занятий за самым редким исключением  оказалась 100%. В чём-то занятия стали живее и увлекательнее для обеих сторон. Может быть, это эффект новизны, а возможно, за этим стоят более серьёзные вещи. Так что руководство института и его преподаватели всерьёз взвешивают возможность, после того как нависшая над нами беда минует, сочетать аудиторные занятия с дистанционным обучением.

ИВАНОВ О.Е. Общий разговор на занятиях, когда все собираются  вместе, чувствуют присутствие друг друга — прекрасная и естественная вещь. Но в такого рода совместности есть и искушения. Она способна создавать порой и иллюзии настоящего единства, когда господствовать начинают какие-то привходящие вещи. Иногда (но не как правило, разумеется,) возможно и разойтись на время, не теряя в то же время контакта, что хорошо позволяют современные технические средства. В таком разбросе-соединении, который становится формой какой-то, не побоюсь сказать аскезы, даёт о себе знать  тоже нечто  важное. Сравнение, пожалуй, слишком высокое и потому приблизительное, но когда шёл репортаж из храма Воскресения  Христова в Иерусалиме в Великую субботу, и в нём   отсутствовала обычная радостная толпа, то впервые храм, наблюдаемый с экрана телевизора, дал возможность ощутить настроение кануна Пасхи. Что касается философии, то среди философов можно назвать много одиночек, но всем им одновременно удавалось быть «наедине со всеми».

ЕВДОКИМОВА Е.А. Нам говорят, что сейчас война. Но мы не понимаем, что же за война, когда ты не можешь атаковать врага, сидишь в своем окопе и дрожишь.

А дело в том, что от нас зависит стать хоть немного ближе святым и воинам, выйти к аскезе сознательно. Аналогия выявится, если не доверять первым реакциям и  поверхностным схемам, попробовать самому, своим сердцем и умом определить свою позицию и свой долг в данный конкретный момент. Если ты человек, тем более — если христианин, значит, должен постараться не следовать своим привычкам и желаниям, а сформулировать для себя и только для себя: в чем сейчас можешь быть полезен для других, для людей и Бога. Вопрос о самоопределении человека, считающего себя христианином, — главный вопрос «Нравственного богословия». Этот курс одно время назывался еще «Практическим богословием», а в попытке придать ему наукообразность и актуальное звучание его называют еще «Христианской аксиологией».

Слава Богу, что сейчас нам пригодился Интернет не только для того, чтобы развлечься и отвлечься, но для того еще, чтобы продолжать двигаться по пути постижения смыслов. И дай Бог, чтобы мысли, которые звучат сейчас на наших занятиях, помогали нам не только наполнить время самоизоляции высоким досугом, но и пригодились в «практическом» христианстве, в наших поступках, нашем ответственном, а может быть, самоотверженном выборе.

ТУРОВЦЕВ Т.А. В нынешних условиях Институт перешел на дистанционное обучение по Интернету. Какие бы трудности ни возникали в этой новой ситуации, само по себе решение о проведении онлайн занятий необходимо всячески приветствовать. Контакт со студентами усложнился, но он, тем не менее, есть. Визуальное общение с аудиторией приобрело для нас не вполне привычный характер взаимоотношений.  Однако до некоторой степени эту проблему все мои коллеги, и я с ними,  преодолели: всё-таки есть возможность задавать вопросы и в «прямом эфире» и через чат. Благодаря этому удается компенсировать нехватку эмоциональной энергии, которая обычно устанавливается в общей аудитории. В любом случае сама возможность донести до студентов те или иные значимые с точки зрения преподавания «Догматического богословия» вещи делает подобный формат занятий хотя и непростым, но в исключительных ситуациях вполне приемлемым.

ИЛЮКОВИЧ И.В. Любые вызовы времени ставят человека лицом к лицу с вопросом: кто есть я? Что значит для меня быть здесь и сейчас, в меняющемся на глазах непредсказуемом мире? Для учебного заведения быть – значит проводить занятия, создавая общее поле смыслов, пространство встречи и взаимного обогащения. Онлайн-занятия позволяют по-новому взглянуть на учебный процесс, в который каждый включается из своего собственного «дома» из приобретенных знаний, сложившихся представлений, жизненного опыта. И для того, чтобы произошла Встреча, необходимо усилие, необходимо сосредоточить внимание на собеседнике, через сведенные к минимуму каналы коммуникации между «домами» необходимо услышать другого.

МАХЛАК К.А. Вынужденная изоляция. Отсутствие коммуникации с родными, коллегами обедняет  всех нас, сводит жизнь к механизму обеспечения существования. Мы ссоримся, конфликтуем, открывая друг друга (и себя самих) в режиме он-лайн.

Мы часто слышим,  что трудное время — это  повод к самосовершенствованию; надо понимать, что это неправда. Трудное время, беспокойное время — это, прежде всего, повод к сопереживанию. Это причина для сочувствия. Это уникальное время, чтобы попробовать поменять причину — почему мы стали интересоваться богословием, философией, культурологией. Чтобы не оказалось, что — для того, чтобы в «само»- изоляции оказаться более духовным, умным, культурным… . Не уйти в «само»-возрастание, а найти новые причины заниматься этим. Высшие смыслы начать изучать ради другой причины, не для одного только «само»- совершенствования.

СУНАЙТ Г.С. Группа обучающихся художественной резьбе по дереву в нашем институте оказалась в непростой ситуации, но они, несмотря на происходящее вокруг, стараются справиться с программой. Онлайн слушают лекции по истории культуры и другим предметам, консультируются по Скайпу с руководителем проектов по резьбе. Каждый делает свою работу и присылает фото в общий чат, где все видят ее, и я отвечаю, что и как подправить, присылаю свои схемы им в помощь. Если совсем трудно, то мы созваниваемся. Каждому нужно направление, учеба в этом и заключается.

СУНАЙТ Т.С.  Совершенно новая ситуация, когда дистанционные лекции, занятия и встречи стали единственно возможными. Но может быть это и новая возможность сосредоточиться на главном? Это зависит от нас, разве нет?