Бакалавриат по теологии

Учебный план бакалавриата по направлению 48.03.01 «Теология»

Сложившийся опыт обучения студентов по принятой в Институте структуре учебного плана подтверждает ее логичность и результативность. Объединенные в базовые циклы предметы взаимодополнительны, не дублируют друг друга. Отлаженная синхрония преподавания дисциплин по программам от первого до последнего курса обеспечивает постепенное расширение границ изучаемого предмета при одновременном введении в учебный оборот различных предметных точек зрения (исторических, философских, богословских, даже языковых). К концу обучения у успешно занимавшегося студента возникает объемное представление и понимание предмета изучения, которое именуется теологическим знанием. Будучи по своему характеру академически ориентированной, такая структура подготовки специалистов вовсе не означает неготовности выпускников-теологов впоследствии работать в различных сферах культуры, образования, церковной деятельности и даже бизнеса. Заявленный Институтом подход предполагает, что полученные выпускником знания формируют у него самое важное и фундаментальное для человека: понимание того, что такое мир, жизнь, человек, Бог, во имя каких великих целей человек проживает отведенное ему время, в чем ценность одних явлений и ничтожество других, как устроен мир, как устроить себя в нем в согласии с совестью и с тем, что зовется добром, благом, любовью. Подготовка к будущей профессиональной реализации осуществляется в Институте не только путем прослушивания лекций и участия в семинарах, которые являются ведущими формами образования. Будущее лицо специалиста формируется в процессе подготовки курсовых работ, написании и защите дипломов, при выступлениях на научных семинарах и конференциях, в работе над публикациями в журнале «Начало», издаваемом Институтом. Сочетание этих форм обучения позволяет выявиться склонностям и интересам будущих специалистов-богословов.

Естественно, далеко не все студенты к моменту выпуска твердо знают о своем предстоящем поприще. Но возможности для самоопределения Институт предоставляет. На I курсе обучающимся дается возможность выбрать в качестве предмета, в рамках которого будет готовиться курсовая работа, ту дисциплину, которая им ближе. Эта свобода выбора темы позволяет дать выход тому интеллектуальному интересу, который есть у студента. Часто выбранная на I курсе тема разрастается, пройдя развитие и шлифовку в курсовых работах на старших курсах, в дипломную работу.

Дипломная работа, которой, наряду с государственным экзаменом по богословию, заканчивается обучение студентов, дает возможность в той или иной мере определить будущее профессиональное лицо выпускника. Главной сферой приложения знаний выпускников является система школьного и вузовского обучения. Получивший теологическое образование выпускник готов преподавать историю, философию, богословские и религиоведческие дисциплины, культурологию, языки. Филологически одаренные выпускники могут попробовать себя в переводческо-комментаторской деятельности. Некоторые из выпускников успешно реализуют себя в средствах массовой информации. Молодые люди, ощутившие в себе призвание, рукополагаются в священнослужители. Многие или преподают в воскресных школах, или становятся сотрудниками общественных и религиозных организаций. Для кого-то открывается путь в бизнес: диплом теолога является лучшей рекомендацией порядочности, честности, образованности.

Контроль знаний студентов. Внутривузовская система контроля качества подготовки специалистов традиционна: основным инструментом проверки качества знаний по-прежнему остаются зачеты и экзамены и в не меньшей степени курсовые и особенно дипломные работы. Кроме того, с учетом своеобразия предметов преподавателями разработаны тесты, позволяющие контролировать качество учебного процесса по основным учебным дисциплинам в промежутках между сессиями. Этим же целям служат и интерактивные формы проведения занятий: доклады студентов, коллоквиумы и т.д.

В значительной мере руководство института при организации учебного процесса ориентируется на то, что условно можно назвать «академический стандарт». Основные «инструменты» овладения теологией — слово, бумага и «перо». Ничто не может заменить вдумчивое прочтение текста, внимательное прослушивание лекции и диспута на семинаре. Богословское образование по технике и логике мышления сродни философскому и сильно отличается от других областей знания. Оправданность академического подхода на протяжении уже более чем двух десятков лет очевидна всем преподавателям Института.

Повседневная образовательная деятельность Института осуществляется четыре-пять дней в неделю. Занятия на очно-заочном (т.е. вечернем) отделении начинаются в 18.15 и заканчиваются в 21.15. В среднем в один учебный день студентам по расписанию предлагается 2 пары. В пределах одной учебной недели студенты слушают лекции (почти половина учебного времени), участвуют в семинарах (25% времени) и занимаются овладением новых и древних языков. По ряду предметов занятия носят совмещенный характер. Например, в курсах «Церковная архитектура», «Иконография», «Культурология» преподаватели активно используют технические средства репродуцирования тех произведений изобразительного ряда, которые необходимы для раскрытия излагаемого предмета. Лекции, семинары, практические и языковые занятия часто предваряются требованиями преподавателей ознакомиться с определенным текстом, анализ которого составит ядро будущего занятия.

Учебный год в Институте богословия и философии состоит из 2-х семестров: I-й — с сентября по декабрь, в январе сессия и затем 2-х недельные каникулы, и II-й — с февраля по май, в июне сессия, а с 1 июля — летние каникулы. Особый график занятий устанавливается в дни проведения научно-исследовательских и практических внутренних или выездных конференций. Также вводится определенный режим аудиторных занятий в дни выступлений в Институте ученых или известных людей. В канун двунадесятых праздников занятия отменяются или переносятся.

Наряду с лекционными часами учебный план ИБиФ предусматривает семинарские занятия по основным предметам как общеобразовательного, так и профильного циклов.

Семинарские занятия предусматривают:

  • анализ и обсуждение предложенного текста под руководством преподавателя;
  • самостоятельно подготовленный доклад (по предложенным темам) продолжительностью 15-20 минут, последующее его обсуждение учащимися;
  • моделирование проблемных ситуаций и поиск выхода из них с использованием получаемых знаний.

Помимо собственно учебных аудиторных занятий студентам предлагается участвовать в следующих научно-исследовательских и культурно-просветительских мероприятиях:

  •  ежегодной Пасхальной конференции Института;
  • в «круглых столах» по вопросам церковной жизни, знаменательных событий, в обсуждении тем богословского, философского, культурного или общественно-политического плана; материалы «круглых столов» публикуются в журнале ИБиФ «Начало»;
  • в работе учебных и научных семинаров, подготовке докладов, написании рефератов;
  • в киносеминарах: на базе видеотеки ИБиФ проводятся киносеминары, включающие показ фильмов (мировая киноклассика, отечественные фильмы) и их последующее обсуждение студентами и преподавателями;
  • студенты ИБиФ выступают в эфире городских и православных радиостанций, высказываясь и обсуждая с богословских позиций самые разные вызовы современной жизни.

Помимо этого студенты ИБиФ также принимают участие:

  • в богослужениях, проводимых в ИБиФ: молебнах в начале учебных семестров, Рождественских и Пасхальных праздничных молебнах;
  • в написании статей и заметок в журнал «Начало»;
  • в переводах с древних языков;
  • в работе в библиотеках;
  • в работе над курсовыми работами, дипломом;
  • в организации курсов и лекториев в приходах;
  • в волонтерских и благотворительных акциях.

Ежегодно студенты ИБиФ участвуют в историко-краеведческой экспедиции, посвященной памяти русских воинов, павших в войне со Швецией с посещением Ивангорода, г. Ямбурга (Кингисепп). В 1996 г. на российском берегу р. Наровы с участием ИБиФ и благочинного Ямбургского благочиния о. Гурия был установлен памятный крест.

В международных контактах для студентов руководство Института придерживается той позиции, что устанавливать их нужно в первую с теми людьми и институциями, которые ближе всего к нам в церковной и культурной сферах. Так возникло сотрудничество с Православной Церковью Польши и Вроцлавским университетом. В 2012 г. в г. Соколовско в Нижней Силезии была проведении конференция с участием преподавателей и студентов ИБиФа: «Наследие протоиерея А. Шмемана», а в 2013- конференция: «Польша и Россия, диалог культур и вероисповеданий» Наши студенты получили возможность значительно расширить свои представления о зарубежном Православии и других христианских конфессиях, ознакомиться с уникальными историческими памятниками, расположенными на границе Польши, Чехии и Германии: соборами, монастырями, дворцами и замками. Сотрудничество в этом направлении мы намерены продолжить.

Особую роль играет Институт в жизни православных за границей. Он помогает им активизировать свою интеллектуальную жизнь в такой важной области как богословие, что способствует преодолению синдрома изоляции, возникающего у людей, живущих в чужой культурной среде, повышению их собственной самооценки. Наши наиболее активные студенты в данной ситуации стремятся поделиться своим образовательным багажом с нуждающимися в том товарищами по жизни «на чужбине», читать в церковных общинах лекции, проводить беседы. Примером чему может служить мастерская «Ступени» на Кипре.

Предметы

Поступление