Егорова Марина Сергеевна

В 1996 г. закончила филологический факультет СПбГУ (отделение русского языка и литературы),  в 2000 г. на кафедре истории русской литературы СПбГУ защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата филологических наук по теме «Постнические слова Исаака Сирина в славяно-русской рукописной традиции XIV – XVI вв.: риторика и прагматика славяно-русского текста». С 2000 г. преподает церковнославянский язык, историю Русской Православной Церкви и историю древнерусской литературы в Институте богословия и философии. С 2009 г. является доцентом кафедры Древнерусского певческого искусства  Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова, преподает церковнославянский язык, историю древнерусской литературы, введение в литургику, историю Русской Православной Церкви, греческий язык, русский язык и культуру речи, иконологию, поэтику гимнографии и древнерусского певческого искусства.

Неоднократно принимала участие в международных научных конференциях,  является автором ряда публикаций, двух учебных пособий, рабочих программ дисциплин «Церковнославянский язык», «Древнерусская литература и христианство», «История древнерусской литературы», «Введение в литургику», «Основы православного богослужения», «История русской православной церкви», «История христианства», «Иконология», «Искусство и архитектура Древней Руси», «Русская литература XVIII-XX веков», «Поэтика гимнографии и древнерусского певческого искусства» (в соавторстве с А.Н. Кручининой).

Область научных интересов: история и поэтика древнерусской литературы, риторика и прагматика средневековых текстов, славяно-русские переводы византийской патристики, византийская и русская агиография, поэтика восточно-христианской богослужебной гимнографии, иеротопия, монастырская культура Древней Руси.

Монографии и учебные пособия:

  1. Егорова М.С., Кручинина А.Н., Швец Т.В. Служба на перенесение мощей преподобного Сергия Радонежского. Исследование, текст и роспев. М.-СПб., 2014.
  2. Егорова М.С., Кручинина А.Н. Поэтика гимнографии и древнерусского певческого искусства: Учебная программа дисциплины. СПб., 2016.
  3. Егорова М.С., Кручинина А.Н. Древнерусская гимнография и знаменный роспев как искусство канонического типа: Лекция по дисциплине «Поэтика гимнографии и древнерусского певческого искусства»: Учебное пособие для образовательной программы «Древнерусское певческое искусство» (бакалавриат). СПб., 2016.

Научные статьи:

  1. Позиция редактора в славянской рукописной традиции поучений Исаака Сирина XIV–XV вв.// Опыты по источниковедению: Древнерусская книжность: Редактор и текст. СПб., 2000. С.347–368.
  2. Ранняя рукописная традиция постнических слов Исаака Сирина (XIV–XVI вв.) // Христианизация Коми Края и ее роль в развитии государственности и культуры: Сб.ст. Сыктывкар, 1996. Т.2. С.292–296.
  3. Молчание и слово в монастырской культуре XIV–XV вв. // Наследие монастырской культуры: Ремесло, художество, искусство: (Историко-теоретическая конференция: Тезисы). СПб., 1996. С31.
  4. Постнические слова Исаака Сирина в славяно-русской рукописной традиции XIV–XVI вв.: риторика и прагматика славяно-русского текста: Автореферат на соискание ученой степени кандидата филологических наук. СПб., 2000.
  5. К вопросу о славянском переводе постнических слов Исаака Сирина (по рукописям XIV–XVI вв. петербургских собраний) // ТОДРЛ. СПб., 2001. Т. LV. С. 498– 511.
  6. Византийская патристика и русская аскетическая традиция: «беседа ведения» // Христианство и культура: сборник научных трудов. СПб., 2002. Вып. 2. С.89–96.
  7. Русские аскетические сборники XIV-XVI вв. как тип сборника // ТОДРЛ. СПб,, 2004. Т.  LVI. С.181–235.
  8. Аскетический текст как тип текста (на материале списков поучений Исаака Сирина XIV–XVI вв.) // Начало: Журнал Института богословия и философии. Вып.23. СПб., 2009. С.69-93.
  9. Поэтика «святости и света» в последовании Введения Божией Матери во храм (по рукописям XII – XVII вв.) // Древнерусское песнопение: пути во времени. Материалы ежегодного научно-практического симпозиума «Бражниковские чтения» в Санкт-Петербурге, 2012 (в печати).
  10. Аскетический текст в древнерусской традиции: поучения Исаака Сирина и автокоммуникация // Преподобный Исаак Сирин и его духовное наследие. Материалы первой международной патристической конференции «Духовное наследие преподобного Исаака Сирина» в Москве, 10-11 октября 2013 года. М., 2014.
  11. Житие Павла Комельского и «Соборник» Нила Сорского (аскетический текст в агиографии) // Труды Отдела древнерусской литературы / Российская Академия наук. Институт русской литературы (Пушкинский Дом); Отв. ред. О. В. Панченко. СПб.: Росток, 2016. Т. 64. С. 260-278.
  12. «Пустыня безмолвия» как элемент интертекста в пахомиевской службе Кириллу Белозерскому // Русская агиография: Исследования. Публикации. Материалы. Т III (в печати).
  13. О полидискурсивности в агиографии: житие Павла Обнорского и аскетический текст // Русская агиография: Исследования. Публикации. Материалы. Т III (в печати).
  14. Древнерусский чин умовения ног: поликодовый текст в сакральном пространстве // Тезисы докладов Международного симпозиума «Живоносный источник. Вода в иеротопии и иконографии христианского мира» в Российской Академии художеств в Москве, 25-27 июня 2014 года. М., 2014. С. 139-143.
  15. Егорова М.С., Кручинина А.Н. «Гора восхождения» в средневековой русской гимнографии: музыкально-поэтический топос – образ-парадигма – прагмема // Святые горы в иеротопии и иконографии христианского мира. Материалы международного симпозиума / Редактор-составитель А.М.Лидов. М., 2017. С. 106-112.
  16. Егорова М.С. Топика в агиографии и гимнографии: «живоносная мертвость» и «живые мертвецы» средневековой русской традиции // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. № 3 (69). С. 47-48.