Об Институте

Икона «Знамение» Пресвятой Богородицы, написанная для Института петербургским иконописцем Ростиславом Гирвелем в 2000 году

Институт богословия и философии основан в 1992 году для осуществления образовательной и научной деятельности в области богословия и философии.

Концепция Института

Обучение в Институте богословия и философии предполагает получение высшего богословского образования при основательной и полноценной философской подготовке. Отечественные университеты дают философское образование уже более полутора столетий. Что касается богословия, то до революции и вплоть до недавнего времени оно систематически изучалось в духовных учебных заведениях Православной Церкви (академиях и семинариях). Соответственно, богословское образование по преимуществу получали лица, принимавшие священнический сан или постригавшиеся в монахи.

Между тем, к встрече богословия и философии в рамках светского образования буквально принуждает современная ситуация. Духовные учебные заведения не могут в полной мере удовлетворить стремление людей соприкоснуться с православным опытом. Для этого необходимо преподавание богословских и религиозных дисциплин в средних и высших учебных заведениях, причем теми, кто сам получил систематическое и фундаментальное богословское образование. Вместе с тем, в ряде современных учебных заведений, ведущих подготовку мирян по направлению «Теология», философским дисциплинам зачастую уделяется не больше внимания, чем другим областям гуманитарного знания, включенным в государственный образовательный стандарт.

Отличительной чертой Института богословия и философии выступает концепция, в соответствии с которой богословское и философское знание на паритетных, равных началах задают тон всей структуре подготовки студентов. Обучение в Институте предполагает освоение богословия и философии не как рядоположенных областей знания, а как двух возможных направлений, взглядов, подходов, во-первых, тесно между собой сопрягающихся, во-вторых, часто имеющих общий предмет исследования. История развития богословского и философского знания прошла через этапы и полной их сближенности (Античность, Средние века), и возможной отдаленности (Новое Время), и попыток поиска общего языка и методов (особенно в XX веке и начале XXI века).

На момент возникновения Института богословия и философии философское и богословское знание и, соответственно, образование находились в нашей стране на противоположных полюсах, и в современной ситуации в этом отношении мало что изменилось. Своей главной задачей организаторы Института считают поиск пути сочетания очевидно родственных и нуждающихся друг в друге двух областей знания о человеке, мире, Боге. Исходя из этой предпосылки сформирован учебный план и учебные программы для студентов – теологов.

Наши абитуриенты. Кто к нам поступает

Принципиальная позиция Института состоит в том, что не может быть возрастных, конфессиональных и иных ограничений для получения богословского образования. Поэтому среди наших абитуриентов и обучающихся наравне с выпускниками школ есть люди более солидного возраста, уже имеющие высшее образование и даже ученые степени.

Притом, что в богословском плане Институт является православным, принадлежность к православному вероисповеданию при поступлении специально не выявляется. Мы исходим из того, и эта наша установка вполне подтверждается, что путь в Православную Церковь является естественным и неизбежным для того, кто действительно готов постигать православное богословие.

Особенно отмечается за последние 8—10 лет тяготение к поступлению в Институт тех, кто вроде бы уже устроился в жизни, достиг материального благополучия. Связано это с тем, что богословское образование дает не только определенную систему знаний в перспективе соответствующей профессиональной деятельности. Оно еще и ориентирует в мире. Отвечает на вопросы о смысле жизни, причем не с позиций поучений и наставлений общего характера, а на основе интеллектуальной выучки, через овладение отвечающими за себя словом и мыслью. Видимо, совсем не случайно, что в последние годы среди студентов Института заметно представлены предприниматели, казалось бы, те, кто предельно далек от богословской премудрости. Однако именно для них нередко особенно насущно ощущать себя в мире вменяемыми, ведающими добро и зло людьми, теми, кто живет в мире, где есть великие смыслы и стоящий за ними Бог.

Видеосюжет об Институте